Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Комментарий. Темное дело черной икры

Фильтры

Регион

Новости

Комментарий. Темное дело черной икры

Телефоны моргов и вечная занятость ответственных лиц; отсутствие по причине отпуска и по болезни, отказ от комментариев и дежурный ответ «мы за это не отвечаем». С такими препятствиями пришлось столкнуться при подготовке статьи об осетровой икре.

Подобную реакцию чиновников и следовало ожидать. Возможно, их даже можно понять: тема черной икры и браконьерства слишком чувствительна для нашей страны, а любое лишнее слово может бросить тень на репутацию. Одно присутствие на рынке огромного количества черной икры при мизерных квотах вылова осетровых уже служит косвенным обвинением и подтверждает неэффективность работы.

В чем же проблема рыбы, пережившей динозавров, но исчезающей под ударами человеческой глупости?

Еще не так давно родное Отечество практически безраздельно властвовало на мировом рынке черной икры. Вместе с Ираном наша страна была символом этого деликатеса.

Теперь первое, что приходит на ум при виде черной икры - браконьеры. Именно им мир обязан тем, что сейчас черная икра недоступна бедным и даже средним слоям населения. Эти категории людей ранее образовывали до 60% внутреннего рынка черной икры, покупая ее один-два раза в год. В последние годы РФ по объемам экспорта обогнал Иран, на долю которого приходится сейчас более половины мирового экспорта.

В чем его секрет?

Да, в общем-то, ни в чем: просто там за браконьерство могут казнить, как, впрочем, и за многое другое. Более цивилизованные методы борьбы с браконьерством есть в США и Канаде. В этих странах в 19 веке осетровых почти полностью уничтожили. На восстановление популяции ушло почти 200 лет: как и любые длинноцикловые животные, осетровые очень долго наращивают численность. Главный координатор проектов российского представительства программы TRAFFIC (осуществляет мониторинг торговли дикими животными и растениями) Алексей Вайсман считает, что успех этих стран главным образом основан на хорошей координации охранных программ. Кроме того, там разумно построена организация охотничьего хозяйства и любительского рыболовства. Это само по себе уже способствует минимизации уровня браконьерства.

«Наши органы природонадзора находятся в состоянии постоянного реформирования уже лет 15 и их охранная функция во многом размыта. Более того, там очень мало не то что ученых, но даже просто людей с биологическим образованием», - рассказывает А. Вайсман. Кроме того, природозащитник добавил, что наши органы рыбоохраны совмещает две несовместимые вещи: охрану и хозяйствование. Поэтому заниматься защитой вымирающих видов по большому счету некому. Именно с отсутствия охраны и начались все наши проблемы.

«Браконьерство в России уже давно приобрело промышленные масштабы, и втянуты в него правоохранительные, природоохранные госучреждения и органы рыбного хозяйства. Это давно сложившаяся система. Объем нелегального вылова осетра у нас раз в 12 превышает легальный», - поделился А. Вайсман.

В последние годы Россия стала предпринимать меры по временному запрету экспорта осетровых. Предполагалось, что это хоть немного усмирит браконьеров. Тем не менее, тенденцию преломить не удалось. С 1991 года популяция осетровых в Каспийском бассейне сократилась в 40 раз.

В РФ с недавнего времени запрещен товарный отлов осетров. Браконьерскую икру теперь тоже нельзя продавать, а весь конфискат уничтожается.

Однако черная икра все же есть в свободной продаже. Как нам пояснили во Всемирном фонде дикой природы (WWF), икра, которая продается в магазинах и в самом деле по бумагам не браконьерская. Заявленные Российской Федерацией экспортные квоты на российскую черную икру на 2008 год следующие: 700 кг икры белуги, 20 тонн икры русского осетра и 3,5 тонны икры севрюги. Все квоты на вылов запрашивались лишь в целях научных исследований и искусственного воспроизводства на рыборазводных заводах. При этом надо отметить, что, по оценке экспертов, квоты по севрюге и русскому осетру почти в 1,5 раза превышают то количество икры, которое возможно получить из выделенной квоты на вылов рыбы.

Откуда же тогда берется товар в торговых точках?

По мнению А. Вайсмана, черная икра, которую мы видим в магазинах, легализована по «серым» схемам и продается как якобы продукт, полученный в аквакультуре. По закону икру можно продавать, и в том случае, когда рыба была вспорота в научных целях. Ежегодно в РФ продаются десятки тонн черной икры (точных данных по соотношению браконьерской и легальной икре нет). По информации природоохранных организаций, 90% икры, попадающей на стол потребителю, – нелегальная. По официальным данным, черной икры, полученной в аквакультуре, в прошлом году было всего 4 тонны.

«В 2007 году всего два завода в РФ занимались промышленном получением осетровой икры. Почти всю ее произвели рыборазводный завод «Кадуй» в Вологодской области и ООО «Раскат» в Астраханской области. Работают также небольшие рыборазводные хозяйства, но их производство очень незначительно - несколько десятков килограммов в год», - сказал специалист Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) по искусственному воспроизводству осетровых Александр Николаев.

При этом нужно учесть один важный момент: на заводе «Кадуй» разводят не русского осетра, не белугу, не севрюгу, а сибирского осетра и гибрид русского и сибирского осетров. Все остальные разводят гибрид белуги и стерляди. Поэтому можно с уверенностью сказать, что севрюжьей, осетровой, белужьей икры «из разведения» (так пишут сейчас на банках) быть в продаже не может.

Тем не менее, она все же есть…

Мальков на выпуск разводят несколько десятков заводов. Официальный план размножения осетра - 100 млн мальков в год. Активнее начинают получать в аквакультуре и икру: разработана система прижизненного его получения без распаривания брюха.

Для восстановления численности на самом деле нужно не так много подобных предприятий, считают экологи. Главное, чтобы все плоды их труда не вылавливали браконьеры еще в море. По мнению экологов, рыборазводные заводы очень важны для белуги. Для русского осетра они не играют такой роли, потому что 70% его нерестилищ находится ниже плотин. Он способен увеличить численность популяции без помощи человека, если его усердно не уничтожать.

В обозримом будущем доступней осетровая икра не станет. В России нет ни специальных программ по спасению осетровых, ни примерной концепции как это делать. Все меры по противодействию браконьерству выполняются в рамках общих программ.

Россия входит в СИТЕС - организацию, занимающуюся вопросами торговли редких и вымирающих видов. Обеспечением участия РФ в СИТЕС занимаются: МПР России, Госкомрыболовство России, МИД России, ГТК России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России. Такой запутанной структуре управления сложно договариваться и искать компромиссы с организацией.

Контроль торговли, как считают специалисты, необходим. В природоохранных организациях рапортуют, что когда осетровых ввели в список СИТЕС в 1997 году, сильно сократилась бесконтрольная продажа. Правда они подчеркивают, что само по себе это остановить браконьерство не сможет. Но СИТЕС является одной их мер по предотвращению нелегальной торговли, а как следствие и вылова.

Природоохранные организации сотрудничают с госорганами на постоянной основе, но к ним далеко не всегда прислушиваются.

Научный секретарь СИТЕС в России Анжела Васильева подтвердила, что основное поле деятельности организации – торговля редкими видами. Осетровые включены в приложение 2 СИТЕС.

Как пояснила А. Васильева, это означает, что международная торговля этими видами, разрешена, однако вывоз и ввоз этих видов осуществляется только по специальным разрешениям СИТЕС, которые выдают национальные административные органы СИТЕС, назначаемые правительствами стран - участниц Конвенции. В России этими вопросами в отношении осетровых видов рыб занимается Госкомрыболовство России, пояснила научный секретарь. Каждые два года все страны - участницы Конвенции собираются на Конференцию сторон, на которой принимаются решения по внесению поправок в Приложения СИТЕС. Одна из функций Административных органов - своевременно извещать население и органы власти о принятых изменениях. А. Васильева заверила, что административные органы выдают разрешения на вылов и определяют квоты только при научном заключении, что это не несет ущерба виду. Правда, как отмечалось выше, с последними размерами квот на научный вылов не согласны многие экологи.

Но квоты – это сущая мелочь по сравнению с причиной исчезновения – браконьерством. Чтобы победить эту беду необходимо иметь профессионалов в отраслевых госорганах и искоренить коррупцию в них. В нашей стране это еще не удавалось сделать никому, а даже если и удастся, то пройдут десятки лет, прежде чем осетровые восстановят свою численность.

Цитаты без комментариев

- Можно ли вывести оплодотворенную икру осетровых из России? Конечно можно! Ядерное оружие вывозят, а Вы о какой-то икре… (Управление портов).

- Это не входит в сферу моей ответственности (Госкомрыбоводства).

- Я не буду с Вами говорить по этому вопросу (Госкомрыбоводства).

Источник: RosInvest.Com

Также в разделе

Комментарии (0)