Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Развитие рыбопереработки – необходимое условие для выполнения госзадач по увеличению выручки от экспорта несырьевой продукции

Фильтры

Регион

Новости

Развитие рыбопереработки – необходимое условие для выполнения госзадач по увеличению выручки от экспорта несырьевой продукции

В Астрахани 23 апреля состоялось расширенное заседание Коллегии Федерального агентства по рыболовству, посвященное итогам деятельности в 2018 году и задачам на 2019 год. В ходе заседания было отмечено, что одна из важнейших задач, которая поставлена на государственном уровне перед отраслью — наращивание экспорта рыбы и морепродуктов, который должен достичь к 2024 г. $8,5 млрд. в год. Безусловно, эта задача стоит перед рыбопереработчиками, способными поставлять на экспорт продукцию высокой степени переработки, вот только как быть с сырьем? По мнению участников «Рыбного союза», основу которого составляют рыбоперерабатывающие предприятия, основными проблемы рыбоперерабатывающей отрасли являются:

1. Нехватка сырья для выполнения государственных задач по производству рыбной продукции для поставок на внутренний рынок, в объеме достаточном для поддержания медицинской нормы потребления и одновременному увеличению экспортных поставок. Согласно данным Росрыболовства за последние несколько лет мы вылавливаем около 5 млн. тонн и серьезного роста не предвидится, а для внутреннего потребления и экспорта требуется не менее 9 млн. тонн сырья, (с учетом выполнения рекомендуемой Минздравом нормы потребления рыбной продукции в размере 22 кг на человека в год).

2. Где взять эти ресурсы в условиях отсутствия господдержки рыбоперерабатывающей отрасли на фоне эмбарго на поставки импортного сырья? В декабре прошлого года Рыбный союз выступил с инициативой открыть импортные поставки сырья (атлантическая сельдь, скумбрия, мойва и икра мойвы, килька) из ряда стран, находящихся под эмбарго связи с невозможностью импортозамещения, и в ответ получил совет Минсельхоза России «теснее работать с российскими рыбодобытчиками, у которых этого сырья в избытке». В отличие от сектора АПК, отечественные рыбаки давно интегрированы в мировой рынок, напомним, что больше чем 2/3 добываемого сырья изначально планируются для реализации на внешнем рынке. Ограничение импорта рыбы привело к существенному росту цен на рыбную продукцию, сокращению ее ассортимента и сокращению рабочих мест, которые перемещаются в Белоруссию, имеющую доступ к импортному сырью. Это свидетельствует о том, что налоги и прибавочная стоимость тоже остаются в Белоруссии. Содействие экспорту непереработанного сырья обнажит эти проблемы до крайней степени. Решение за регуляторами.

3. Ограничения на ввоз рыбного сырья и морепродуктов, которые возникли из-за недоработок в Техрегламенте ЕАЭС «О безопасности рыбы и рыбной продукции», которые нужно снять как можно быстрее, потому что, чем больше будет расти экспорт, тем меньше останется рыбы на внутреннем рынке и соответственно все более заметным будет рост цены.

Наши предложения:

1. Прежде всего, рассматривать рыбопереработку не как набор разрозненных предприятий, которые самостоятельно не в состоянии решить свои частные бизнес-проблемы, а как отрасль и важнейший ресурс для выполнения государственных задач по увеличению выручки от экспорта несырьевой продукции.

2. Необходима разработка государственной промышленной политики в сфере рыбопереработки, включающей содействие увеличению поступления рыбного сырья на внутренний рынок, для его потребления и переработки, ответственное отношение к сырью. Мы считаем, что единственной эффективной мерой государственного стимулирования является применение диверсифицированного подхода при уплате сбора за пользование ВБР: вывозишь непереработанное сырье — платишь максимально высокий сбор в бюджет, реализовал на розничном рынке или переработал — получаешь существенную льготу. Сегодня размер сбора настолько низкий, что он не способен влиять на ситуацию. Например, новая ставка сбора ВБР по треске утверждена в размере 5 руб. 70 коп. при стоимости сырья 250-265 руб. Существенным подспорьем в этом вопросе по нашему мнению стало бы постепенное добавление квот тем рыбакам, которые вылавливают рыбу на судах отечественной постройки и доставляют ее для переработки на российский берег, а также применение понижающего коэффициента выплаты ставки сбора ВБР в зависимости от того где, как и кем переработана или реализована рыба на российском внутреннем рынке. Причем если рыба переработана и реализована в России, ставка сбора ВБР могла бы даже не взыматься. Рыбный союз разработал такой механизм экономического стимулирования рыбодобывающих компаний и готов представить его законодателям.

3. Экспорт готовой продукции глубокой переработки, по нашему мнению, следует развивать, используя возможности современных способов электронной торговли, совместно с возможностями Российского экспортного центра, а также каналы торговых представительств и торговых сетей в других странах. И здесь рыбопереработчикам нужна помощь Минсельхоза России для создания сервиса по поиску поставщиков (новых поставщиков) переработанной рыбной продукции в разрезе видов продукции, регионов поставки, обеспечения качества и безопасности, который позволит рассказать покупателям о преимуществах дикой рыбы, выловленной в чистых северных морях и обеспечит дополнительные конкурентные преимущества на мировом рынке.

4. Рыбопереработчикам также нужна господдержка в части субсидирования процентной ставки по кредитам на модернизацию рыбоперерабатывающих предприятий и на закупку сырья для промпереработки. Очевидно, что невозможно изготовить новую продукцию высокого качества, востребованную за рубежом на старом оборудовании, также как и невозможно изготовить конкурентоспособную продукцию, если сырье на внутренний рынок поступает по ценам иногда даже превышающим цены мирового рынка и оно далеко не премиального качества.

5. Мы выступаем за снижение административных барьеров — пора оставить одного проверяющего на госгранице. Дублирование работы контрольно-надзорных органов приводит к дополнительным сложностям при импорте рыбного сырья для переработки на внутреннем рынке. В эксперименте по риск-ориентированному подходу с участием Рыбного союза и Рыбной Ассоциации Россельхознадзору удалось снизить количество физического досмотра более чем в два раза, а количество выявляемой небезопасной продукции увеличить в 4 раза, потому что был правильно настроен мониторинг – сведения по разным каналам шли прямо от зарубежного производителя в информационные системы Россельхознадзора. Вот разумный пример, но пока вопрос не решен и инспектора на границе продолжают массово штамповать протоколы досмотров, не углубляясь в суть контроля.

Источник: «Рыбный союз»

Также в разделе

Комментарии (0)